English     Обратная связь +7 (495) 961-12-06; +7 (495) 252-04-32

Финансовый кризис как катализатор изменения инвестиционных процессов энергетических компаний

13.02.2008
Источник:  Журнал «Энергослужба предприятия», №1, 2008

В статье рассматривается проблема пересмотра инвестиционной программы развития электроэнергетики в стране в связи с разразившимся мировым финансово-экономическим кризисом.

Инвестиционная программа субъектов электроэнергетики на 2008-2012 гг. в том виде, в каком ее завещало РАО ЕЭС, предполагает обеспечение финансирования в объеме 4376 млрд. рублей, что, по сути, является мобилизацией всех возможных финансовых ресурсов отрасли. В разрезе ввода мощностей программа предполагает увеличение существующих установленных мощностей генерации на 43,9 ГВт (на 20,1%), инфраструктурных магистральных сетей ФСК- на 22,5 тыс.км (47,9%), трансформаторных мощностей -на 77,7 тыс.МВА (17,3%), ЛЭП МРСК - на 74,2 тыс.км (3,4%). Можно много говорить о том, что в условиях наступившего кризиса энергетическим компаниям не до инвестиционных программ, что у них и оперативных проблем достаточно, но при этом не надо забывать, что данная инвестиционная программа - это попытка доинвестировать отрасль во избежание возникновения существенных инфраструктурных ограничений по потенциальному росту страны. Анализируя структуру инвестиционной программы электроэнергетики страны, можно отметить, что в обстановке финансового кризиса под ударом оказались прежде всего такие источники инвестиций, как кредитное финансирование (808 млрд.руб.- 18,5% от всего объема инвестиций) и средства, полученные от проведения дополнительной эмиссии акций (461,3 млрд. руб. - 10,5% всего объема инвестиций). Здесь имеется в виду не то, что средства от дополнительной эмиссии не будут получены компаниями, так как большинство дополнительных эмиссий уже было проведено, а то, что они могут быть выведены из-под инвестиционной программы и направлены на другие цели. Следствием финансового кризиса явилось наступление экономического кризиса, а это означает возможность частичного отказа государства от финансирования инвестиционной программы (411,9 млрд.руб.- 9,4% от всего объема инвестиций) и увеличение рисков снижения объемов финансирования за счет платы за технологическое присоединение (145,1 млрд. руб. - 3,3% ). В принципе, данная оценка в известной степени условная, так как риски накладываются на весь объем инвестиционной программы, в том числе и на собственные средства компаний, формируемые за счет тарифных источников и прибыли (поскольку сейчас никто не может гарантировать ни одно, ни другое). По имеющимся сведениям, некоторые ТГК и ОГК выводят средства от дополнительной эмиссии акций, которые предназначались для инвестиций, через различные вексельные схемы из инвестиционной программы, а в некоторых регионах потребители массово (до 70%) отказываются от уже заключенных договоров на технологическое присоединение. По предварительным оценкам, в настоящее время существует достаточно высокий риск недополучения инвестиций в объеме порядка 1,8 триллиона (1 827 млрд) рублей, что повлечет значительное сокращение вводов нового оборудования по сравнению с объемами, запланированными в инвестиционной программе. Ясно, что инвестиционные программы компаний надо пересматривать. Задержка пересмотра увеличивает риски срыва абсолютного большинства проектов, чего нельзя допустить, поскольку второго шанса придать мощный инвестиционный стимул для отрасли может никогда не представиться.

А если к проблемам с ростом экономики страны в обстановке кризиса еще добавятся ограничения со стороны энергетики, то можно надолго забыть о перспективах перехода российской экономики от ресурсной к инновационной. С другой стороны, говорить о необходимости полного выполнения энергетиками инвестиционной программы неверно и в связи со снижением потребности в электроэнергии. Даже в случае полной реализации инвестиционных программ компаний в результате мобилизации всех сил энергетиков, государства и инвесторов отсутствии запланированного уровня потребления приведет к росту тарифов и ухудшению финансового положения компаний. Таким образом, пересмотр программы должен быть осуществлен как со стороны государства, так и со стороны энергетиков.

В настоящее время компания, которая хочет пересмотреть свою инвестиционную программу, не может сделать это обоснованно из-за отсутствия критериев эффективности корректировки данной программы. С завершением реформы российской энергетики новым субъектам отрасли досталась старая структура инвестиционного процесса, характеризующаяся множеством системных и операционных проблем. Основными проблемными зонами существующего инвестиционного процесса являются отсутствие эффективных систем планирования и контроля.

    К настоящему времени проявился ряд существенных недостатков общей инвестиционной программе развития электроэнергетики:
  • Сценарные условия, учтенные в проекте на самом раннем этапе, уже не соответствует действительному социально-экономическому положению, из-за чего многие проекты потеряли актуальность.
  • Коммерческий эффект большинства проектов не был оценен, либо оценка была произведена на слабой методологической базе.
  • Отсутствует единое определение «надежности» как целей инвестирования. Основанием для включения проекта в инвестиционную программу могло быть просто мнение Системного оператора единой энергетической системы о том, что «проект соответствует целям надежности». Не подвергая сомнению компетентность Системного оператора в данном вопросе, надо четко представлять, что интересантам, будь то собственникам или сторонним инвесторам, важно понимать, как определялась эффективность проекта.
  • Не применялись ясные критерии утверждения коммерчески неэффективных проектов (социальных и направленных на обеспечение надежного электроснабжения).
  • Государство не предоставило энергетикам ни подробного списка социальных задач, ни критериев отнесения проектов к социальным.

При всем этом, у инвестиционной программы развития электроэнергетики в стране, как бы неэффективно она ни создавалась, есть существенный запас прочности, и его надо использовать в процессе корректировки для минимизации потерь для всех сторон, участвующих в ее реализации. Возможность эффективного пересмотра инвестиционных программ требует внесения коренных изменений в инвестиционные процессы. Эффективные системы планирования и контроля должны стать основой новой структуры инвестиционных процессов российских энергетических компаний. Исходя из сказанного, предлагается новая схема инвестиционных процессов, как внутрикорпоративных, так и внешних. Ее отличительной чертой является непрерывный мониторинг инвестиционного процесса и социально-экономической динамики со стороны государственных органов. Причем эти процессы должны осуществляться параллельно и на каждом этапе инвестиционной программы: инвестору крайне важна информация о внешней ситуации. На сегодня ведется работа в этом направлении. Минэнерго готовит постановление о государственном контроле и мониторинге в электроэнергетике. Эта система должна будет выдавать компаниям информацию об энергетической стратегии страны, сводную отраслевую энергетическую программу, чтобы мы знали, что у нас происходит в параллельных компаниях, базу нормативного регулирования, статистику и прогнозы энергопотребления, позицию Системного оператора в отношении проектов, необходимых для достижения перспективных режимов работы. Процесс разработки инвестиционных программ энергокомпаний состоит из следующих основных этапов: формирование целей и инвестиционное планирование, рассмотрение и утверждение программ, реализация и контроль за их исполнением. Чтобы не только сейчас, но и в дальнейшем, можно было корректировать инвестиционную программу, надо иметь возможность оперативно реагировать на изменения внешних условий.

Первый фундаментальный шаг в построении инвестиционной программы - определение целей инвестирования. Каждый проект должен иметь ясную цель. Не достаточно утверждения, что реализация проекта направлена на повышение надежности системы электроснабжения, необходима привязка к целевым показателям, позволяющим оценить последствия исключения каждого конкретного объекта из программы. Система оценки проектов должна четко демонстрировать эффект от включения или исключения каждого проекта с точки зрения поставленной задачи. Система ранжирования проектов должна позволять сравнивать проекты различной направленности. Инвестиционное планирование должно осуществляться в соответствии с четко разделенными целями: рыночными или социальными. Сейчас все перепутано.

На этапе рассмотрения и утверждения инвестиционных программ актуальность целей инвестирования должна быть подтверждена результатами непрерывного мониторинга инвестиционного процесса и социально-экономической динамики. Далее, должны быть разработаны критерии оценки и утверждения проектов по каждой из целей инвестирования. Проекты должны быть привязаны к целевым показателям эффективности в соответствии с целями инвестирования. Для каждого проекта должна быть ясна его коммерческая эффективность.

И, наконец, на этапе контроля за ходом реализации проектов опять-таки обязательным является мониторинг инвестиционного процесса и макроэкономической динамики для подтверждения актуальности целей инвестирования. Система отчетности на данном этапе должна быть гибкой и включать результаты измерения эффективности проектов в зависимости от целей инвестирования.

    Сказанное выше позволяет сделать следующие основные выводы:
  • В условиях финансового кризиса и неопределенности в реальном секторе реализация инвестиционных программ энергокомпаний может быть затруднена.
  • Угроза срыва проектов усиливается за счет неэффективности действующих инвестиционных процессов.
    Свести к минимуму влияние внешних рисков на ход реализации инвестиционных процессов позволит принятие новой схемы инвестиционного процесса, основанной на следующих принципах:
  • непрерывный государственный и внутрикорпоративный мониторинг;
  • четкое разделение коммерческих и социальных проектов;
  • прозрачная общепринятая методика количественной оценки показателей надежности;
  • возможность сравнивать проекты независимо от направления инвестиций.

Султанбек Хункаев, старший консультант


Возврат к списку