English     Обратная связь +7 (495) 961-12-06; +7 (495) 252-04-32

Привлечение инвестиций в ЖКХ – наше мнение

21.03.2011
Источник:  «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера», №3, 2011

В последнее время в Правительстве и профильных министерствах все чаще поднимается вопрос о состоянии комплекса жилищно-коммунального хозяйства России. Согласно некоторым оценкам, износ объектов жилищно-коммунального хозяйства в России составляет более 60%. Данная оценка дана для всего комплекса ЖКХ в целом, более пристальное рассмотрение показывает, что износ многих котельных комплексов, магистральных и распределительных тепловых сетей, сетей водоснабжения и канализации, а также распределительных электрических сетей, находящихся на балансе компаний ЖКХ приближается или достиг 100%.

Такое положение дел приводит к значительному снижению надежности снабжения потребителей уже в настоящее время, а в ближайшие годы может вызвать массовые перебои в работе (что в зимний период времени угрожает повреждениями систем отопления, требующими дорогостоящих ремонтов). С другой стороны, низкий коэффициент использования топлива, высокий уровень потерь, потребность в ремонтах и привлечении кредитов на их выполнение повышают необходимую валовую выручку компаний жилищно-коммунального сектора, что в свою очередь вызывает рост тарифов для конечных потребителей.

Единственным выходом из сложившейся ситуации является проведение обширных инвестиций в отрасль, в основном за счет частных инвесторов, однако существующее законодательство в области тарифообразования и регулирования отрасли существенно ограничивает вхождения частного капитала, а разрабатываемые предприятиями ЖКХ инвестиционные программы зачастую содержат формулировки «экономического обоснования проекта не требуется, так как он относится к категории проектов, реализация которых необходима для целей поддержания надежности», что негативно сказывается на привлекательности проекта для инвестора (капиталовложения нужны, а способы их возврата, даже без учета требуемой доходности, попросту не рассматриваются), что на наш взгляд является наследием исторической дотационности отрасли и ее финансирования за счет бюджетных средств.

Несмотря на препятствия к входу частного капитала в отрасль, в современной истории России известны случаи привлечения инвесторов в ЖКХ.

    Можно выделить следующие особенности таких проектов:
  • региональные власти требуют обеспечить существенные объемы инвестиций;
  • региональным властям важно не допустить банкротства предприятий и сохранить их имущественный комплекс;
  • в качестве обеспечения выполнения своих требований от частного инвестора требуется организация прозрачной системы управления и контроля за предприятием ЖКХ для возможности определения выполнения заданных ключевых показателей эффективности (финансового состояния, себестоимости, собираемости и иных);
  • часто инвестор является кредитором местных МУПов в области ЖКХ и стремится за долги получить существующие активы;
  • инвестор стремится минимизировать дотации из местного бюджета (которые могут полностью не выплачиваться ввиду нехватки средств), одним из вариантов решения данной проблемы может быть обеспечение обязательств местных бюджетов поручительством федерального бюджета с последующим снижением доли дотации в тарифе до нуля;
  • инвестор заинтересован в прозрачной схеме тарифообразования, где может быть заложена инвестиционная составляющая, также инвестор стремится получить возможность установления диффиренцированных тарифов с целью их снижения для незащищенных слоев населения (что позволяет повысить уровень оплаты), существующие ограничения на рост тарифов существенно снижают привлекательность такого бизнеса;
  • одним из способов возврата инвестиций может являться сохранение существующей структуры необходимой валовой выручки при фактическом ее изменения за счет применения более эффективных технологий и снижения потерь.
  • требуется обеспечение прав инвестора при изменении внешнеэкономических, законодательных и политических условий на возврат произведенных инвестиций в рамках договорной модели
  • существующие механизмы сбора платежей с потребителей могут быть непрозрачны (выставляется единый счет, платежи по которому впоследствии распределяются между поставщиками пропорционально объему стоимости их услуг в конечном тарифе), включать в себя дорогостоящие услуги агентов (более 6% от платежа), естественно, что инвестор стремится исключить указанную «прослойку» из цепочки потребитель-поставщик, к сожалению, местные власти могут противиться реализации подобной схемы;
  • инвестор, владеющий собственными генерирующими мощностями (часто более эффективными муниципальных котельных) заинтересован в более полной их загрузке, что также завышает тариф для конечных потребителей, но для перераспределения нагрузки требуется вмешательство муниципальных властей;
  • для привлечения инвестора необходимо предоставить ему возможность провести финансовый и технический аудит рассматриваемого предприятия до заключения договоров;
  • инвестор должен иметь возможность корректировать предлагаемую инвестиционную программу с целью повышения ее эффективности, с другой стороны местные власти не должны полностью терять контроль над целевыми показателями работы ЖКХ, что приводит к необходимости разработки сложной и продуманной договорной модели, дающей с одной стороны инвестору соблюдать свои интереса, с другой – региональным властям выполнять социальные обязательства.
    Вышесказанное можно свести к двум условиям:
  • установление долгосрочных экономически обоснованных тарифов;
  • обеспечение собираемости платежей, в том числе из региональных бюджетов.

Одним из способов обеспечения выполнения первого условия является применение методики доходности на инвестированный капитал (RAB). В мире данная методика при формировании тарифов на услуги электрических, газовых и тепловых сетей, водоснабжения, портов, аэропортов и в иных сферах бизнеса с ограниченной конкуренцией. В России данная методика успешно применяется в тарифообразовании на услуги по передаче электрической энергии. Приказом ФСТ № 221-э/8 от 1 сентября 2010 г. утверждены методические указания по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала.

    Применение денной методики позволит:
  • применять долгосрочные тарифы;
  • учитывать стоимость капитала;
  • возвращать инвестированные средства;
  • использовать потенциал от сокращения операционных издержек;
  • избежать существенного роста тарифов за счет растянутости возврата капитала во времени и механизма сглаживания.
    Но в то же время мы считаем необходимость проведения и других мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности ЖКХ, в том числе:
  • использование методики RAB не только при формировании тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, но и в иных сферах ЖКХ;
  • применение диффиренцированных тарифов для разных групп потребителей (в зависимости от себестоимости оказываемых услуг и платежеспособности потребителей);
  • усиление контроля за исполнением обязательств местных бюджетов по выплате субсидий и обеспечение гарантий по ним;
  • субсидирование части тарифа, в объеме возврата инвестиций.

Реализация предложенных действий позволит повысить инвестиционную привлекательность отрасли и снизить нагрузку на бюджет для финансирования реконструкции комплекса ЖКХ, а платежи по субсидированию конечных потребителей (в части возврата капитала) будут растянуты по времени.

Владимир Малков, консультант компании Branan


Возврат к списку