English     Обратная связь +7 (495) 961-12-06; +7 (495) 252-04-32

Как наполнить звездами портфель инноваций

23.03.2011
Источник:  Журнал National Business, №03, 2011

Высокие риски при работе с инновациями у традиционных игроков рынка возникают по причине того, что они начинают работать с проектами, изначально сформулированными разработчиками и поэтому зачастую не имеющими спроса на рынке. Передовые игроки рынка инноваций начинают работать над проектом еще на этапе формулирования проблемы и определения наиболее вероятных путей ее решения. Начало работы на самых ранних этапах инновационного проекта делает механизм управления коммерциализацией более прозрачным и снижает риски реализации проектов, обеспечивая передовых игроков звёздным портфелем инновационных технологий.


Звёзд на всех не хватит

Каждый игрок рынка инноваций мечтает работать со звёздами – проектами, обеспечивающими высокую прибыль и имеющими большой потенциал роста, проектами, создающими прорывные продукты и технологии. К сожалению, большая часть инновационных проектов терпит неудачу, разработчики предлагают невостребованные рынком проекты либо не могут обеспечить выполнение запланированных результатов. Вместо прорывных инновационных проектов игроки сталкиваются с огромным множеством сырых и нереалистичных идей, среди которых звезды попадаются очень редко: из множества идей авторов до получения патента доходят единицы, и, по статистике, лишь 3 из 100 патентов приносят доход.


Традиционный инновационный процесс начинается с идей авторов

Игроки рынка рассматривают инновационный процесс с момента формулирования автором проекта идеи решения какой-либо проблемы. На данном этапе решение о вхождении в проект принимается игроками в большей степени на основании интуиции и знания потребностей рынка. При этом риски вхождения в проект на начальной стадии максимальны. На более поздних этапах развития инновации – на этапах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также при налаживании опытного производства и непосредственного рыночного внедрения инновации – риски реализации проекта уменьшаются, и в инновационный процесс входят уже большее количество игроков. На сегодняшний день на этапах внедрения разработки сконцентрирована основная конкурентная борьба за звёзды, на этих этапах осуществляется около 90% от всех расходов на НИОКР.


Инновационный процесс требует расширения!

Для того чтобы понять причину неудачи многих проектов, необходимо вернуться в начало жизненного цикла инновационного процесса и понять, является ли формулирование идеи решения проблемы действительно началом инновационного проекта. Авторами большинства инновационных проектов являются ученые или изобретатели, в профессиональные компетенции которых, в большинстве случаев, не входит анализ потребностей рынка. Эти авторы делают первый шаг в развитии инновационных проектов, предлагая свои идеи широкому кругу игроков рынка инноваций. Уже на этом шаге проявляется несоответствие рыночных потребностей идеи проекта (при предоставлении разработчикам возможности самостоятельного выбора направления исследования). Таким образом, традиционные игроки рынка инноваций являются получателями проектов, которые на основании собственных методов оценки рыночных перспектив разработок определяют свое участие в проекте. Данный вывод наталкивает на мысль о необходимости расширения традиционного понимания жизненного цикла инновации, более раннего начала работы с проектами (еще на этапе формулирования и определения проблемы, решение которой востребовано рынком и имеет платежеспособный спрос). За этапом выявления проблем следуют этапы генерации возможных вариантов реализации проекта и этап формирования команды разработчиков, обладающих необходимыми компетенциями и ресурсами для успешного решения проекта. Далее идут этапы традиционного жизненного цикла инновационного процесса. В результате расширения традиционного инновационного процесса, на этапе, соответствующем начальному этапу традиционного инновационного процесса, мы имеем потенциально более успешную идею: во-первых, будет точно определен конечный рынок сбыта, он будет обладать платежеспособным спросом; во-вторых, проектная команда будет обладать должными компетенциями для успешной реализации проекта.


Передовые игроки рынка инноваций начинают работать на этапе формулирования проблемы

Если проанализировать стратегию таких передовых инновационных компаний, как «3М» и «DuPont», то можно увидеть, что они осуществляют полный цикл работы с инновациями: начиная с этапа определения проблем и концепции предполагаемых продуктов и заканчивая непосредственным производством продукции. Благодаря эффективным системам определения потребностей рынка и управления инновационным процессом компании обеспечивают непрерывный поток успешных инновационных проектов и удерживают лидирующие позиции на своих рынках в течение многих лет. В числе наиболее эффективных инструментов определения потребностей рынка можно отметить «метод ведущего пользователя», разработанный компанией «3М», а также применение «стратегии голубого океана», методик форсайта. Вышеперечисленные инструменты направлены на выявления незанятых и востребованных потребителями рыночных ниш и основные различия (в конкретных механизмах их практической реализации).


Бизнес-модель, позволяющая наполнить звёздами инновационный портфель

Бизнес-модель эффективного игрока рынка инноваций строится на перечисленных выше выводах и учитывает передовой опыт ведущих компаний рынка. Основной подход – фокусирование на рыночных потребностях, имеющих платежеспособный спрос. Решение о выборе перспективного направления должно предвосхищаться проведением форсайтов, анализом трендов и маркетинговыми исследованиями. На основании выявленных потребностей осуществляется поиск альтернативных вариантов решения. Возможны варианты, когда решение проблемы уже было уже найдено, либо оно может быть «заимствовано» из других отраслей. В случае необходимости проведения НИОКР формируется проектная команда, перед которой ставится задача по поиску решения конкретной проблемы, устанавливаются сроки и определяются ресурсы. Ключевые факторы успеха реализации подхода наличие эффективных инструментов выявления спроса на инновации, а также способов и алгоритмов поиска идей и технологий решений. Преимущества подхода проявятся в снижении риска выбора «невостребованного рынком направления», в снижении издержек на анализ предлагаемых разработчиками идей, достижении ожидаемых результатов. Значительным является «преимущество первого хода» такой игрок обеспечит себе возможность отбора в инновационный портфель звёзд еще до их зарождения.

Андрей Андрусов, партнер компании Branan, Антон Ряпосов, Branan


Возврат к списку