English     Обратная связь +7 (495) 961-12-06; +7 (495) 252-04-32

О возможностях изменения механизмов тарифообразования в ЖКХ и теплоснабжении

10.08.2011
Источник:  Журнал «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера», №8, 2011

Современное состояние ЖКХ напоминает ситуацию, сложившуюся в электроэнергетики Российской Федерации в начале прошлого десятилетия. Для предотвращения кризиса, вызванного износом основных средств и невозможностью обеспечить растущие потребности населения и промышленных потребителей, нужны существенные инвестиции. Однако доступные источники финансирования отсутствуют – частные инвесторы не вкладывают средства в отрасль, не имея гарантий их возврата, а бюджетных средств не хватает.

    В электроэнергетике данная проблема была разрешена следующим образом:
  • в тариф на мощность, реализуемую по соответствующим договорам, был заложен возврат инвестиций;
  • подавляющая часть МРСК перешла на тарифообразование по методу доходности на инвестированный капитал (RAB). Тарифы на их услуги включают как доходность на инвестированный капитал, так и его возврат.

Это позволило генерирующим и электросетевым компаниям начать реализацию инвестиционных программ.

    Обе отрасли – электроэнергетика и ЖКХ – являются важными частями инфраструктуры страны и отличаются от остальных отраслей следующими особенностями:
  • значительными капитальными затратами на реконструкцию и новое строительство;
  • существенным износом основных средств (в электроэнергетике уровень снижается за счет реализации инвестиционных программ);
  • регулируемыми в той или иной степени ценами на производимую продукцию и оказываемые услуги.

С учетом схожести ЖКХ и электроэнергетики представляется логичным распространить опыт одной отрасли на другую, иными словами – ввести в ЖКХ долгосрочные тарифы. Суть двухставочных тарифов заключается в разделении условно-постоянных и условно переменных затрат.

    К их преимуществам можно отнести:
  • снижение зависимости выручки от отпуска;
  • мотивацию на повышение энергоэффективности;
  • выравнивание денежных потоков поставщика услуг;
  • возможность включения инвестиционной составляющей в условно-постоянные издержки.

Применение двуставочного тарифа снизит риски инвесторов недополучения инвестированных средств (с требуемой инвестором доходностью) в случае снижения объемов потребления услуг. Также это позволит ликвидировать разрывы между входящим денежным потоком (на который влияет сезонность) и исходящими потоками на обслуживание заемных средств. Кроме того, применение двухставочного тарифа в качестве механизма гарантирования возврата инвестиций будет способствовать формированию более прозрачной схемы ценообразования.

Структура тарифа, рассчитанного с применением методики RAB учитывает структуру финансирования инвестиций и позволит осуществлять как возврат банковских кредитов и процент по ним, так и собственных средств концессионеров. В то же время придется отказаться от практики регулирования структуры инвестированного капитала для первого долгосрочного периода регулирования (ввиду того, что в крупных и небольших городах структура будет существенно различаться).

Как показала практика, учет возврата инвестиций в тарифе может привести к существенному росту оплаты услуг конечными потребителями. В этом случае можно столкнуться с проблемой неплатежей. В качестве меры по снижению влияния платежной дисциплины потребителей на инвестиционную привлекательность отрасли допустимо рассмотреть гарантии со стороны бюджетов, либо введение жестких санкций в отношении неплательщиков (однако соответствующего механизма не существует). В то же время опыт государств Западной Европы демонстрирует возможность снижения тарифной нагрузки (в реальных ценах) на конечных потребителей. Причина указанного явления состоит в том, что согласно методике RAB в тариф не включаются амортизация, проценты за кредит и выплата кредита, а также расходы из прибыли.

Если указанные затраты превышают доход на «старый» капитал и его возврат, происходит фактическое снижение тарифа, дальнейший рост которого (помимо роста затрат на операционную деятельность) зависит от темпов проведения инвестиций. Однако необходимо отметить, что применение такой практики в сфере ЖКХ (иными словами – занижение величины инвестированного капитала при переходе на RAB) существенно снизит собственные средства, направляемые на инвестиции, а в результате дополнительного привлечения кредитов стоимость привлечения заемных средств может превысить стоимость заемного капитала, учитываемого при расчете дохода на капитал. Кроме того, снижение величины тарифов непосредственно в год перехода на новый механизм тарифообразования способно отпугнуть потенциальных инвесторов.

Из изложенного следует необходимость соблюдать паритет интересов всех стейкхолдеров в процессе выбора первоначальной регулируемой базы активов.

С целью снижения эффекта мгновенного роста тарифов (как от высокой величины «старого» капитала, так и от значительных объемов инвестиционной программы) можно рассмотреть применение механизма сглаживания на промежуток времени, превышающий долгосрочный период регулирования.

Кроме того, несмотря на социальную важность ЖКХ, разумным решением представляется реализовать инвестиционную программу не в ближайшие годы, а растянуть в течение более длительного срока, что также повлечет за собой сдерживание роста тарифов.

В случае успешного применения практики долгосрочного регулирования тарифов в ЖКХ и гарантии платежей со стороны конечных потребителей у отрасли появится возможность генерировать стабильный денежный поток. А это, в свою очередь позволит проводить эмиссию ценных бумаг с малым риском и низкой доходностью, которые могут быть интересны как для пенсионных фондов, так и для ПИФов с целью диверсификации портфеля.

Владимир Малков, старший консультант компании Branan


Возврат к списку