English     Обратная связь +7 (495) 961-12-06; +7 (495) 252-04-32

Предварительный анализ Постановления Правительства от 29 декабря 2011 г №1178 О ценообразовании в электроэнергетике

25.01.2012
Источник:  Информационное агентство BigpowerNews 25.01.2012

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. №1178 вносится ряд изменений в ценообразование в сфере регулируемых цен в электроэнергетике. Существенные изменения и дополнения внесены в правила применения метода доходности на инвестированный капитал для регулирования тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии.

С учетом новых требований, перечисленных в Постановлении, переход к регулированию цен (тарифов) организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB) возможен при выполнении ряда критериев, в том числе: 

  • темп роста одноставочного котлового тарифа в регионе не должен превышать темп, установленный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Это, безусловно, является ключевым сдерживающим фактором в отношении объема проводимых инвестиций и стоимости базы инвестированного капитала, ведь возврат инвестированного капитала и доходность на инвестированный капитал занимают существенную долю в структуре тарифа, рассчитанного с применением методики RAB;
  • доля заемного капитала на конец каждого года первого периода регулирования составляет не менее 25% от размера инвестированного капитала. Данное ограничение может послужить причиной для отказа территориальным сетевым организациям в переходе на расчет тарифов с применением методики RAB. На сегодня ряд электросетевых компаний, перешедших на RAB ранее, не отвечает данному требованию по структуре капитала, что ведет к риску отказа в дальнейшем применении методики.

Рассматриваемое Постановление Правительства вводит также ограничение на применение метода RAB компаниями уже использующими его при расчете тарифов в случае отсутствия инвестиционной программы со сроком действия до 2018 года. Что касается горизонта инвестиционного планирования, многие территориальные сетевые организации, в том числе входящие в ОАО «Холдинг МРСК», практикуют разработку пятилетних инвестиционных программ. Очевидно, что они уже не соответствуют требованиям для применения метода RAB и либо должны смириться с пересмотром тарифов, либо заняться переработкой инвестиционных программ на более длительную перспективу. 

Существенные изменения вносятся и в части влияния надежности оказываемых услуг на необходимую валовую выручку (НВВ) электросетевых организаций. Новое Постановление утверждает, что в случае, если предложения по плановым значениям показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг на каждый расчетный период регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования не были представлены регулируемой организацией в установленные сроки, и были выявлены нарушения утвержденных плановых значений показателей, то в отношении НВВ применяется понижающий коэффициент 0,15. С другой стороны, Постановление не предусматривает каких-либо изменений максимально допустимой корректировки НВВ, утвержденной в методических указаниях по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (сейчас 3% от НВВ, установленной на долгосрочный период регулирования в абсолютном выражении). На наш взгляд, подобное нововведение послужит дополнительным стимулом сетевым организациям в проведении работ по повышению качества оказываемых услуг. 

Также в Постановлении стимулируются мероприятия по снижению технологических потерь электрической энергии, которые теперь определяются в необходимой валовой выручке с учетом темпов их снижения, предусмотренных программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующей сетевой компании. В случае отсутствия программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности норматив потерь понижается на 10 процентов по сравнению с предыдущим периодом. 

Уточнения коснулись и индекса эффективности операционных расходов. В случае, если рост удельных расходов на ведение регулируемой деятельности при расчете тарифов с применением методики RAB более чем в 2 раза превысил прогнозный индекс потребительских цен на 1−й год долгосрочного периода регулирования, в течение всего этого долгосрочного периода индекс эффективности операционных расходов для такой организации устанавливается регулирующими органами на максимально возможном уровне (установлен в размере 3%), что будет являться существенным фактором снижения тарифов на услуги по передаче электрической энергии (для многих электросетевых компаний в настоящее время указанная величина составляет 1%). 

Еще одна новация: с целью снижения темпов роста тарифов на услуги электросетевых компаний теперь предусмотрена возможность сглаживания необходимой валовой выручки свыше 12% (по согласованию с Федеральной службой по тарифам). Напомним, что в первой редакции методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 г. N 231−э) сглаживание не должно было превышать 12%.

Важные изменения коснулись и определения объема инвестиций, учитываемых в базе капитала. 

    Отметим следующие:
  • при определении полной и остаточной величины инвестированного капитала учитываются только фактически введенные в эксплуатацию активы, тогда как ранее инвестиции учитывались после подписания акта выполненных работ в случае незавершенного строительства; 
  • стоимость объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2013 г., не должна превышать типовые расценки капитального строительства на объекты сетевого хозяйства, утверждаемые наблюдательным советом совета рынка; 
  • сумма инвестиций в объекты капитальных вложений, которые не используются в соответствии с их проектной (установленной) мощностью, уменьшается для определения базы инвестированного капитала. 

Указанные изменения также повлекут сокращение необходимой валовой выручки регулируемой организации.

    Резюмируя можно предположить, что обновления от Правительства как минимум: 
  • вносят уточнения в методику применения RAB-регулирования (по отношению к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»);
  • налагают ограничения на организации, в отношении деятельности которых может применяться RAB-регулирование ценообразования;
  • в той или иной мере стимулируют проведение электросетевыми компаниями мероприятий по снижению технологических потерь и повышению качества услуг;
  • способствуют снижению темпов роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии;
  • увеличивают риски электросетевых компаний в части финансирования инвестиционной деятельности, в основном за счет, неминуемого снижения базы инвестированного капитала, возможности у регулятора применять метод долгосрочной индексации НВВ и сокращать учитываемые в ней затраты;
  • может повлечь и, с большой вероятностью, повлечет сокращение инвестиционных программ.

Помимо электросетевых компаний новое Постановление касается также и порядка определения тарифов на мощность для отдельных видов генерации на ОРЭМ, а также порядка применения тарифа на передачу на розничном рынке.

    В частности, отметим наиболее существенные изменения: 
  • установлено, что порядок расчета тарифов на мощность, которые определяются для новых ГЭС и АЭС, вынужденных генераторов и генераторов, подавших наиболее высокие ценовые заявки на КОМ, может предполагать расчет на основе типовых затрат. Скорее всего, данное положение будет основой для введения «потолка включаемых в тариф затрат» на строительство новых ГЭС и АЭС, о котором говорилось на Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики 19 декабря 2011 г. В случае внедрения данного подхода Правительство обеспечит контроль за ценами новой гидро- и атомной генерации аналогично тому, как это сделано для объектов ДПМ. 
  • установлено, что необходимая валовая выручка сетевых организаций, у которых более 80% отпуска приходится на одного потребителя, включается в расчет котлового тарифа только в части доли отпуска, приходящегося на других потребителей. Основная часть выручки такой сетевой организации будет включена в тариф на передачу для основного потребителя. На наш взгляд, данный пункт препятствует выделению сетевого хозяйства крупных предприятий в отдельный вид деятельности с целью распределения эксплуатационных затрат между всеми потребителями региона. В то же время, данный механизм может быть использован сетевыми компаниями для решения проблемы «собственной генерации»: если крупный потребитель перешел на собственные источники энергоснабжения и использует централизованную энергосистему только в качестве резервного источника питания, МРСК может выделить соответствующую сетевую инфраструктуру в отдельное общество, после чего РЭК включит затраты на ее содержание только в тариф для данного потребителя. 
  • предусмотрена возможность установления надбавки к равновесной цене электроэнергии на ОРЭМ для объектов ВИЭ, а также надбавки к цене на электроэнергию и мощность на ОРЭМ для генерирующих объектов, расположенных на территории Калининградской области. Целью данных положений являлось приведение основ ценообразования в соответствие положениям закона 35−ФЗ «Об электроэнергетике». Таким образом, можно ожидать, что Правительством будет продолжена работа по созданию коммерчески привлекательных условий для работы ВИЭ на ОРЭМ. 

Владимир Малков, старший консультант Branan 

Владимир Еремин, консультант Branan

http://www.bigpowernews.ru/news/document38927.phtml 


Возврат к списку