English     Обратная связь +7 (495) 961-12-06; +7 (495) 252-04-32

Предварительный анализ проекта Методических указаний Федеральной службы по тарифам: Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки

01.03.2012
Источник:  Информационное агентство BigpowerNews 01.03.2012


Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки

Принятие данного Приказа было вызвано необходимостью отразить изменения, внесенные в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

В новой версии Методических указаний можно выделить группу изменений, коснувшихся определения параметров, на основе которых производится расчет долгосрочных тарифов, а так же изменения, коснувшиеся непосредственно порядка расчета необходимой валовой выручки (НВВ) на базовый (первый) и дальнейшие годы долгосрочного периода регулирования.

Касательно долгосрочных параметров регулирования, которые остаются неизмененными в течение долгосрочного периода регулирования тарифов, из значимых изменений стоит отметить внесение в их число таких новых параметров, как величина технологического расхода (потерь) электрической энергии и уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с Основами ценообразования. Ранее значения этих параметров относились к числу планируемых перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования.

Для планируемых перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования значений параметров расчета тарифов, изменения коснулись формулировки, определяющей величину мощности, которая теперь определена не как «заявленная мощность», а как «величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».

Кроме того, в Методические указания внесен пункт, согласно которому при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового тарифа) на каждый год первого долгосрочного периода регулирования в рассматриваемом субъекте Российской Федерации не должен превышать темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития РФ на соответствующий год, что позволяет сдерживать ежегодные темпы роста тарифов.

Претерпел изменения и пункт, касающийся корректировки НВВ, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования, регулирующими органами. Согласно новым Методическим указаниям, регулирующие органы теперь вправе решать, учитывать ли фактические значения отклонений параметров расчета тарифов за истекший период текущего года долгосрочного периода регулирования.

В расчете необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей изменения коснулись индекса эффективности подконтрольных расходов, который теперь устанавливается в пределах от 1% до 3% от уровня подконтрольных расходов текущего года долгосрочного периода регулирования, тогда как ранее пределы составляли от 1% до 2,5%. Кроме того, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. №1178, для организаций, в которых рост подконтрольных расходов на единицу количества активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, в год перехода к регулированию тарифов методом долгосрочной индексации по отношению к предыдущему году более чем в 2 раза превышает прогнозный индекс потребительских цен на первый год планирования, индекс эффективности в течение 1−го периода долгосрочного планирования устанавливается на уровне 3%.

Существенные дополнения были внесены в порядок расчета расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли при определении неподконтрольных расходов. В предыдущей версии Методических указаний подобные расходы не могли превышать 12% от НВВ в целом, определяемой по соответствующим формулам. Согласно новым Методическим указаниям, расходы на финансирование капитальных вложений не могут превышать 12% от НВВ, уменьшенной на сумму различных дополнительных технологических и финансовых расходов. К не учитываемым расходам при этом относятся расходы на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходы на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной электрической сети (ЕНЭС) и по сетям территориальных сетевых организаций, возврат заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, и расходы, связанные с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемых для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга). Это существенно уменьшает приемлемые размеры расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и также позволяет в конечном итоге повлиять на размеры тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Новыми Методическими указаниями дополняется и определение понижающего (повышающего) коэффициента надежности и качества, используемого при расчете НВВ, и корректирующего необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) на отдельно взятый год и определяемого в процентах в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов.

В целом, новые Методические указания направлены на мотивацию организаций, в отношении которых применяется регулирование тарифов, к повышению эффективности расходов на передачу электрической энергии и принятию мер по повышению качества услуг и снижению потерь электроэнергии, а также позволяют более эффективно контролировать и сдерживать рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии на период долгосрочного планирования.

Эдил Исламов, старший аналитик компании Branan


Возврат к списку