English     Обратная связь +7 (495) 961-12-06; +7 (495) 252-04-32

Проблемы входа частных операторов на российский рынок ЖКХ

25.10.2004
Источник:  Журнал «Реформа ЖКХ», №5, 2004

При сложившейся системе тарифообразования на монопольном рынке жилищно-коммунальных услуг основной принцип успеха регулируемой компании (энергоснабжение, централизованное теплоснабжение, а также централизованное водоснабжение и канализация), во многом зависящий от политических факторов, – это умение и воля защитить тариф. В результате отсутствуют мотивы для роста эффективности за счет сокращения издержек и модернизации оборудования, а сложившаяся система управления предприятиями ЖКХ представляется чрезвычайно неэффективной.

"Главное условие представителя власти – «если в управлении Вашей частной компании не будет нашего представителя, то завтра ни одна бюджетная организация не будет Вам оплачивать Ваши услуги, несмотря на то, что они являются монопольными». После этого попробуй, отключи детский сад за неоплату водоснабжения или внедряй эффективное управление в связке с властями, интересы которых зачастую экономически нерациональны…"


Из разговора с руководителем частной компании-оператора

Сегодня нам хотелось бы обсудить проблемы, связанные с работой частных компаний на монопольном рынке жилищно-коммунальных услуг. Такими являются энергоснабжение, централизованное теплоснабжение, а также централизованное водоснабжение и канализация. В отечественной коммуналке до настоящего времени сложилась ситуация, при которой регулятор отрасли, собственник и оператор представлены в одном лице – в лице органов региональных и муниципальных властей.

Как и в большинстве отечественных монополий, в сфере жилищно-коммунальных услуг повышению экономической эффективности исторически уделялось крайне мало внимания. Причина этого кроется в российской системе тарифообразования. При сложившейся системе основной принцип успеха регулируемой компании, во многом зависящий от политических факторов, – это умение и воля защитить тариф. В результате отсутствуют мотивы для роста эффективности за счет сокращения издержек и модернизации оборудования, а сложившаяся система управления предприятиями ЖКХ представляется чрезвычайно неэффективной.

Все это усугубляется непрозрачной и извращенной системой сбора платежей за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги, чьи корни уходят в чрезмерно усложненную и неповоротливую систему внутрибюджетного перераспределения денежных потоков, как на уровне Субъекта Федерации, так и на уровне муниципальных образований.

    Последствия для предприятий ЖКХ удручающие:
  • Высокая аварийность на объектах ЖКХ и ужасающая изношенность оборудования (60-80%);
  • Значительный потенциал снижения операционных затрат (30-40%);
  • Низкая степень мотивации сотрудников на повышение качества предоставляемых услуг.

Отраслевые проблемы вылились в кризис теплоснабжения 2002 – 2003 гг., который в свою очередь подстегнул политические верхи к коренным преобразованиям в отрасли. Власти стали ощущать потребность в реструктуризации отрасли и в привлечении в нее частного капитала, ориентированного на повышение качества жилищно-коммунальных услуг и экономической эффективности использования имеющихся активов. Сегодня мы становимся свидетелями своего рода смены формации в отрасли, что выражается передачей функции оператора, а в некоторых случаях и роли собственника от государства частной компании.

    Зачастую в сфере предоставления монопольных коммунальных услуг (Заметим, что такие виды деятельности, как вывоз мусора, уборка помещений, различные виды ремонта зданий жилого комплекса не следует относить к монопольным видам деятельности) частные компании сталкиваются с рядом несовпадений собственных интересов с интересами региональных властей (нынешних владельцев):
  • Цель частной компании увеличить прибыль и обеспечить возврат инвестиций противоречит условию сдерживания роста тарифов при росте инвестиций, выдвигаемого региональными властями;
  • Заинтересованность частной компании в снижении издержек за счет сокращения бессмысленно раздутого штата предприятия противоречит требованию региональных властей сохранить рабочие места;
  • Условие участия региональных властей в стратегическом управлении предприятием является препятствием частной компании выстроить максимально эффективную систему управления.
    Есть, по крайней мере, три возможных варианта обеспечения интересов операторов и инвесторов:
  • Получение объектов ЖКХ в частную собственность. Однако это связано с необходимостью:
    • получения справедливой рыночной оценки данных активов, с которой, как правило, одна из сторон не согласна (Вообще, порой разговоры о справедливой оценке активов, выведенных за рамки конкурентного рынка, вызывают всеобщий скепсис);
    • включения в план приватизации муниципального или государственного предприятия;
    • урегулирования накопившейся кредиторской задолженности предприятия, определить четкий размер которой часто достаточно сложно в силу некорректного ведения учета на муниципальных предприятиях. 
  • Получение гарантии субъекта федерации, что осложнено, в частности:
    • ограничениями бюджетного законодательства;
    • политической волей властей Субъекта Федерации.
  • Получение от регулятора коридора тарифных колебаний на 3-7 лет, что зависит от политических  предвыборных циклов в регионе и от нормативной базы в сфере тарифообразования. Сегодня законодательство не обязывает регулятора оставлять тарифный коридор неизменным, даже если он зафиксирован отдельным соглашением между инвестором, оператором, властями и регулятором.
    Таким образом, в текущих условиях, характеризующимися вышеописанными проблемами и практически повсеместным нежеланием регулятора включения инвестиционной составляющей в тариф, частный оператор может выбрать для себя две стратегии:
  • Выход на рынок выставления счетов и сбора платежей, доходность на котором в основном определяется уровнем оптимизации сбора платежей и платежеспособностью населения, составляющей в целом по России порядка 80% без учета региональных субсидий.
  • Необходимо отметить, что этот рынок достаточно динамично развивается и не зависит от умения согласовывать тариф. Этот вид деятельности не регулируется и вполне может быть либо включен в тариф, либо зафиксирован в договоре с потребителем коммунальных услуг;
  • Внедрение эффективных технологий управления регулируемыми предприятиями, права собственности на которые остаются за государством или муниципалитетами.
  • Одним из элементов применяемой технологии управления должно стать умение согласовывать нужный размер тарифа при экономии на затратах. Это очень сложно, поскольку значительный размер экономии может повлечь снижение величины тарифа (а вовсе не сокращение его роста) в следующий регулируемый период. Эффективность масштабных инвестиций в данных условиях практически не возможно рассчитать, поскольку выручка компании-оператора тяжело прогнозируема и зависит не столько от уровня собираемости и повышения качества услуг, сколько от принимаемых региональными властями решений о размере тарифов и сроков их действия.

На российском рынке уже появились такие компании как Российские коммунальные системы, Российские коммунальные инвестиции, Альфа-Эко, Новогор и т.п., выступающие в роли операторов предприятий водоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения. Бизнес-модели данных компаний схожи и сводятся, в общем, к следующей схеме.

Компании позиционируют себя как предприятия, приносящие не только эффективную систему управления, но и инвестиции на строительство, реконструкцию и модернизацию, что, естественно, на первый взгляд очень привлекает. Однако их успех как операторов в первую очередь зависит от умения договориться с регулятором по вопросу тарифов на очередной период регулирования. Договорившись с региональными властями по тарифным позициям и по вопросам аренды имущества (теплопровод, электросеть, подстанции, котельные, водонасосные станции и т.п.), компании зарабатывают на снижении издержек путем элементарного наведения порядка. Никаких особых систем эффективного управления, о которых так громко заявляется на подготовительных стадиях, даже и не внедряется. Успех же инвестиционных проектов в ЖКХ зависит, во-первых, от наличия сильной политической поддержки и, во-вторых, от того, является ли данный проект частью иного крупного инвестиционного проекта, осуществляемого, может быть, и не в сфере ЖКХ.

Примеры инвестиций частных компаний в ЖКХ исключительно связаны с двумя обозначенными выше условиями, отсутствие которых значительно повышает риски для инвестора в силу уже упомянутых неопределенностей и проблем, которые носят общеотраслевой характер.

    Исходя из вышеизложенного напрашивается следующий вывод:
  • Новому частному оператору нет смысла направлять усилия на привлечение инвестиции пока у него не будет:
    • четкого понимания региональных проблем тарифообразования (а они в каждом регионе свои);
    • отлажена система управленческого учета, позволяющего оперативно управлять денежными потоками и затратами;
    • определены механизмы снижения издержек и оптимальный перечень инвестиционных потребностей.
  • Частные компании, которые работают на российском рынке коммунальных услуг, практически все предварительные задачи уже решили. На это у них ушло порядка 1-2 лет. Сейчас они имеют опыт соответствующие конкурентные преимущества перед компаниями, которые только собираются выходить на этот регионально-монопольный рынок.
  • Скорее всего, для новых игроков, входящих на российский рынок, конкурентными                        преимуществами могут стать эффективные технологии управления, опыт применения которых       имеется у западных компаний, также проявляющих интерес к российскому рынку. Естественно,     без изменения государственного регулирования, хотя бы в части сроков установления тарифов,   будет достаточно сложно привлекать инвестиции в модернизацию и реконструкцию объектов и     систем ЖКХ.

Владимир Волик, управляющий консультант

Роман Халенков, управляющий консультант


Возврат к списку